Статья о Ганге Батталовой
В журнале «Цыгане России» (N 2(6)-2009) в рубрике «Деятели культуры» вышла статья о Ганге Батталовой, о её жизненном и творческом пути, который неразрывно связан с цыганским танцем и искусством.
 Знаменитый первый руководитель ансамбля (где работала Ганга) — Белаш Яковлевич Вишневский и мама Ганги — народная артистка Нина Чёрная
18 июля 1955 года у известной певицы и танцовщицы Нины Петровны Назаровой, которая работала на эстраде под псевдонимом Нина Чёрная (прозвище закрепилось за смуглянкой Ниной с самого раннего детства), родилась дочь Ганга. Случилось это, когда актриса была на гастролях в городе Омске. Сама же Нина всю жизнь прожила в Твери. Её муж, отец Ганги, Василий Иванович Мищенко, был родом из Тулы. Ганге было пять лет, когда Нина и Василий разошлись. Отец уехал к себе в Тулу, а Ганга осталась в Твери, где жила ее бабушка, мать Нины Чёрной, она и занималась воспитанием девочки. И хотя отец не жил с ними, Ганга знала, что у неё есть сводный брат, которого зовут Николай, — впоследствии известный музыкант, руководитель ансамбля «Джанг» Николай Эрденко.
 Ганга в детстве
Детство Ганги Батталовой было радужным и счастливым, наполненным творчеством. Ей было четыре с половиной года, когда она снялась в фильме «Цыганские напевы» и работала в Лужниках — открывала программу. Когда Ганга уже была школьницей, во время каникул мама, конечно же, брала её с собой на гастроли. Нина Чёрная работала в ансамбле Белаша Яковлевича Вишневского, была у него бригадиром и его правой рукой.
 Ансамбль Вишневского. Сзади — знаменитая танцовщица, певица, народная артистка Нина Чёрная, Михаил Огневой, цымбалисты братья Венгелевские, Витя Полетаев (мальчик, сидит на сцене), впереди — будущая замечательная танцовщица Ганга, ей здесь сейчас 4,5 года
В учебное время Ганга активно занималась общественной работой, с удовольствием ездила на картошку и ходила на субботники, была любимицей у учителей, имена которых она до сих пор помнит. От всего получала положительные эмоции, радовалась жизни во всех ее проявлениях, и это позитивное начало сохранила до нынешних времен.
 Ганге 18 лет
К творчеству её тянуло всегда. Учась в начальной школе, она пела в хоре, преподавателя звали Скороходов Александр Павлович. Первые песни, которые она спела, были: «Оранжевое небо» и «Купила мама Лёше отличные калоши» и имели огромный успех. А еще с самого раннего детства у Ганги была тяга к постановке танцев. Свой первый танец она поставила ещё учась в школе. Танец назывался «Калинка». За его постановку Ганга получила грамоту.
Окончив 10 классов, Ганга стала готовиться к поступлению в медицинский институт. Но судьба распорядилась иначе.
Мама забрала её с собой на гастроли. И Ганга осталась в ансамбле... И вот она уже известная танцовщица, имеющая большой успех у зрителей. Но ей хочется идти дальше: она хочет сама ставить танцы. Как-то, когда ансамбль был на очередных гастролях, к ним приехал известный балетмейстер Таубе. Для Ганги это было весьма значимое событие. Она ходила на все репетиции, стараясь ничего не пропустить. Учась у мастера, впитывала всё как губка. Это была хорошая школа, которая в скором времени очень пригодилась в творчестве.
 Фрагмент из кинофильма «Судьба» — Ганга Назарова и Вячеслав Белашов
Когда Ганге исполнилось 23 года, она вышла замуж. Некоторое время еще ездила на гастроли, но после рождения двух дочерей от поездок вынуждена была отказаться. Любимые дочки подрастали, и Ганга, по натуре человек деятельный, не могла сидеть сложа руки. В 1985 году несколько активистов создали в Твери культурный цыганский центр «Романо лав», что в переводе с цыганского означает «Цыганское слово». На базе центра был создан детский музыкальный коллектив «Бахтори ромэн», руководителем которого стала Ганга Батталова, а администратором — Людмила Коклюшкина. Коллектив стал гордостью тверских цыган. «Бахтори ромэн» много выступал с концертами. Два раза ездили в Польшу на международные цыганские фестивали, и оба раза стали победителями. Их не единожды показывали по телевидению и даже приглашали выступить на сцене театра «Ромэн». Вот так, благодаря усилиям Ганги Батталовой, ансамбль «Бахтори ромэн» жил интересной творческой жизнью. В нем подросло целое поколение цыганских детей, которые смогли войти во взрослую жизнь достойными, уважаемыми людьми. Параллельно Ганга создала небольшой танцевальный коллектив «Лаутары». В 1993 году в Тверь приехали с концертами звёзды советского кино М. Глузский, А. Збруев, Л. Ахеджакова, Б. Хмельницкий. «Лаутары» выступали вместе с именитыми мастерами и были украшением концертов.
Время шло, Ганга Батталова росла как педагог, и, пожалуй, равной ей в этом не было. Когда Вячеслав Деметр, руководитель московской детской цыганской студии «Гилори», пригласил её работать к себе в качестве педагога и постановщика танцев, Ганга, будучи человеком мобильным, сразу же согласилась. И переехала в Москву.
Прирождённый балетмейстер, она с удовольствием делилась своими талантами, и всё у неё получалось легко и радостно. В студии «Гилори» Ганга проделала огромную работу. Но её деятельная натура требовала идти дальше. И по прошествии некоторого времени Ганга решила создать свою студию.
В 1997 году она обратилась за помощью к известным цыганским общественным деятелям Надежде Деметр и Владимиру Кутенкову. При их поддержке на базе цыганского общества «Романо Кхэр» Ганга открыла школу цыганского танца и эстетического воспитания, которую назвала «Лулуди», что в переводе с цыганского означает «Цветок». Желающих заниматься в школе нашлось много, ведь у Ганги Батталовой уже был высокий авторитет. «Лулудята» активно включились в работу. Выступали с концертами на различных мероприятиях, ставили спектакли для цыганской ёлки, ездили на фестивали в Германию, Польшу, снимались в телевизионных программах.
Наступил 2000 год. На международном цыганском фестивале, который проходил в Москве, «Лулуди» завоевал золотую медаль. Режиссёр театра «Ромэн» Павел Бобров взял для своего спектакля «Бегите, кони, бегите...» два номера из концертной программы «Лулуди»: танец с шалями и танец с бубнами. Многие родители не могли привозить детей на спектакли, пришлось Ганге возить детей самой.
 Ансамбль «Лулуди» на сцене театра «Ромэн»
Время шло, «лулудята» подрастали. Кто-то поступил в институт, кто-то стал работать на профессиональной сцене. Каждый выбрал свой путь, но у всех у них был ансамбль «Лулуди», который сыграл огромную роль в их жизни.
 Ганга с воспитанниками
Тем временем внук Ганги Батталовой, сын старшей дочери Златы, пошёл в первый класс. Ганга, передав студию педагогу Николаю Ильинскому, занялась воспитанием внука. Сейчас мальчику уже 13 лет, он учится в кадетском корпусе. Ганга же не может жить без работы. И сегодня она является основателем и руководителем школы цыганского танца «Шантэл», которую она назвала в честь своей внучки.
 Анжела и Николай Лекаревы с дочкой Камиллой
Школа пользуется большой популяр- ностью, и не только среди цыган. Ганга отмечает, что в последнее время интерес к цыганскому танцу вообще возрос. И ещё она воспитывает 3-летнюю внучку Камиллу, говорунью и непоседу. Это дочка её младшей дочери Анжелы Батталовой-Лекаревой, ведущей актрисы театра «Ромэн».
  Семья Ганги Батталовой
За плечами Ганги Батталовой музыкальное училище, Тверской институт культуры, огромный танцевальный и педагогический опыт. Огромное количество наград и, самое главное, огромное число учеников, которым повезло встретить на своём жизненном пути такого великолепного педагога, как Ганга Батталова. И сегодня эта искристая, красивая женщина, великолепная танцовщица и лучший педагог цыганского танца, полна творческих сил, энергии и юношеского задора. У неё большие планы по популяризации цыганского танца, которые не могут не осуществиться, ведь Ганга Батталова знает и любит его как никто другой.
Татьяна Михайлова
Журнал «Цыгане России»
N 2(6)-2009
|
Ганга Батталова:
- лауреат международных фестивалей,
- участница кинофильмов «Цыганские напевы», «Судьба»,
- создатель культурного цыганского центра «Романо лав» в Твери в 1985 г.,
- руководитель ансамбля «Бахтори Ромэн» (руководитель, педагог, балетмейстер),
- руководитель ансамбля «Лаутары» с 1985 по 1992 г.,
- педагог и балетмейстер ансамбля «Гилори»,
- создатель, руководитель, педагог и балетмейстер школы цыганского танца и эстетического воспитания «Лулуди» в Москве,
- победительница фестиваля «На рубеже веков» Москва, Польша, ФРГ,
- обладательница многих почётных грамот, дипломов и медалей за созидание и деятельность по развитию цыганской культуры,
- создатель (в 2008 г.), руководитель и педагог школы цыганского танца «Шантэл» в Москве,
- педагог цыганского танца в школе искусств «Штар».
Но самые главные заслуги — это две любимые дочери — Злата и Анжела, и четверо внуков: Пётр, Руслан, Камилла и Шантэл-Роза.
|